Медитация как она есть

Медитация как она есть

Я, видимо, не самый смышленый медитатор, ибо для того чтобы постичь эту практику в своей истине, мне понадобилось больше десяти лет, первые пять из которых я скорее играла в медитирующего, старательно следуя скудным на тот момент советам, сводящимся к различным уловкам в надежде остановить мысль. В ход шло все подряд. И воображаемые белые экраны, окружающие голову и призванные защищать от невоспитанных наглых тварей. И пламя огня вдалеке, на котором нужно было фокусировать внимание, и облака, в которые следовало превращать мысли, наблюдая, как они проплывают мимо. Непонимание и ложный настрой, досада, что как я ни стараюсь, никакой подход не работает, и я не добиваюсь нужного результата, неизбежно снижали усердие, и я регулярно соскакивала. Мотивации собственной крутости, что я, дескать, занимаюсь духовной практикой, было крайне недостаточно (что теперь воспринимаю как благо, ибо не успела создать концепцию, за которой правды уже было бы не разглядеть).

Назовем этот опыт 1-й стадией или концентрацией на ментальных образах и визуальных эффектах. Сознание фокусируется на некоем объекте, дабы свести их множество к одному и тем самым успокоить ум.

Я долго бы батонилась на этой стадии, если бы однажды не попала на випассану. Не буду подробно останавливаться на этой практике, о ней я писала здесь, вкратце скажу о механике. Первые три дня из десяти являются подготовительными и призваны замедлить ум путем концентрации на дыхании, постепенно сужая область его осознания до ложбинки под носом. Сама же техника випассаны заключается в исследовании тела фокусом сознания. Сначала слабо осознавая отдельные части рук, ног, головы и т.д., потом все части тела более явственно и объемно. К концу курса студент переходит к «сканированию» волнами, то есть, не выделяя отдельные части, а пропуская мощный внутренний прожектор внимания через все тело – сверху вниз и из стороны в сторону.

Эта 2-я стадия условно называется фокусировкой на дыхании или ощущений в теле. И если на 1-й стадии объект внимания, призванный успокоить ум, находится где-то вовне и тело на этом этапе почти не задействовано (кроме разве что дискомфортных ощущений), то на 2-й стадии мы наблюдаем очевидное сужение «пространства» между субъектом и объектом. Субъект – медитирующий, объект – в данном случае ощущения тела. Они еще разделены, но уже связаны осознанием, что это «мои» ощущения.

Этот этап тоже продлился достаточно долго – около двух лет, хотя конечно качество его было совершенно иным. Я видела ощутимые результаты в виде спокойствия ума, снижения привычной реактивности, причем, не только внешней, но, что гораздо более ценно – внутренней. Когда категоричность, привычка видеть все черно-белым ослабевает, и ты обретаешь способность улавливать полутона и признавать зыбкость жестких границ. Люди перестают делиться на «моих» и «не моих», ситуации – на «хорошие» и «плохие», а поведение на «правильное» и «неправильное». Жизнь расцвечивается богатой палитрой красок.

И, наверно, именно эта растушевка границ подвела к 3-й стадии, потому что объяснить рационально этот переход я не смогу. Просто, следуя шаг за шагом, ты начинаешь видеть чуть дальше и чуть глубже, и медитация, безусловно, играет в этом свою роль. И влияет на все, абсолютно на все в твоей жизни. Рамки раздвигаются, контроль ослабевает, доверие жизни входит во все сферы.

В какой-то момент, привычно практикуя випассану, возникло непреодолимое желание довериться любым ощущениям, впустить настоящее спонтанное, в то время как целенаправленное внимание на телесных ощущениях, это все же форма контроля. Пусть и контроля ума, пусть и несущее очевидный результат, но это опять ограничение и управление.

Так появилась 3-я стадия – расфокусировка. На этом этапе внимание рассеивается между всеми ощущениями, звуками, мыслями, которые случаются. Все они еще осознаются, но уже без задержки и предпочтений. Внимание блуждает – иногда кочуя от одного зарождающегося ощущения к другому, иногда по всем сразу и потому превращается в нечто неделимое. На этой стадии субъект и объект еще различимы, но просветы между ними настолько кратковременны, что ощущаются скорее как микроразрывы.

И вот, когда практикуешь такую расфокусировку, неизбежно и плавно проваливаешься в медитацию. В неё и правда можно только провалиться, ибо наконец ты ничего не ждешь. Пространство между субъектом и объектом исчезает и ты становишься тем, кто осознает сам себя. Итог – ты воспринимаешь все ровно таким, каким оно является. Медитация становится для тебя не инструментом, не средством, а напротив — отсутствием любых ожиданий, чистым уединением с собой, через которое ты сливаешься с пространством, становясь его частью.

Такое состояние – единства со всем — естественно для человека, но парадоксально для описания. Потому что говорить о нем можно только как бы послед, в попытке описать то, что выпало из расчленяющего сознания. Фокусировку, концентрацию, наблюдение можно описать очень понятно, потому что сознание сфокусировано на отдельных фрагментах. Для них есть слова и чувства. Цвета и характеристики. Термины и звуки. Но растворение в пространстве, цельность, не могут быть описаны, потому что вмещают в себя все и сразу. Как можно описать все?

Поэтому ум осознаёт и фиксирует не столько сами моменты растворения, сколько следующий за ними возврат в физическую, описываемую видимость, моменты разрушения этой цельности.

Так что же такое медитация? Это воссоединение ума и тела, которые были искусственно разделены и наделены иерархией значимости. Слияние наблюдателя и наблюдаемого. Бога и человека. И осознание, что границы между ним существуют исключительно в силу фрагментарности нашего сознания. А наше тело — тот самый портал, который не разделяет нас с пространством, а, напротив — сближает.

Медитация – это практика, направленная не на улучшение себя, не на борьбу с эго. Это опыт проживания истинной реальности, в которой нет противоположностей, субъектов и объектов. В которой мир не поделен на сектора и смыслы.

В этом смысле медитация может настигнуть где угодно: на прогулке, на тренировке, высоко в горах и глубоко в море, когда через тотальное присутствие в теле ты соединяешься со всеми окружающими тебя объектами. Такое происходит гораздо чаще, чем мы привыкли думать, просто моменты эти почти неуловимы. Мы медитируем, глядя на ребёнка, играя с животными, растворяясь в прекрасной музыке, погружаясь в теплую ванну, глядя на пейзаж за окном поезда…И на самом деле это и есть настоящая медитация.

Привычное же нам сидение с закрытыми глазами скорее создаёт благоприятную возможность прочувствовать практику, потому что в повседневной жизни без опыта медитации сложно ощутить энергию жизни. Ну и, конечно, в уединении ты переживаешь такую интенсивность слияния, какую не испытать, когда твое внимание блуждает среди бесконечного числа объектов и фрагментов.

Итак, как оптимальнее подойти к процессу?

Для начала бесценной станет практика ощущения внутреннего тела, предлагаемая Экхартом Толле в своей книге «Новая Земля»:

«… закройте глаза и почувствуйте есть ли жизнь внутри ваших рук. Не спрашивайте свой ум. Он ответит: «Я ничего не чувствую». Возможно, он также скажет: «Дай мне что-то более интересное, о чем я мог бы думать». Поэтому не спрашивайте ум, а обратитесь прямо к своим рукам. То есть осознайте тонкое ощущение жизни внутри них. Оно там есть. Чтобы его уловить, надо лишь проникнуть в них своим вниманием. Сперва вы можете почувствовать там легкое покалывание, а после – ощущение энергии или жизни. Если вы будете удерживать своё внимание в руках какое-то время, ощущение жизни внутри них усилится. Некоторым для этого даже не надо закрывать глаза. Они смогут почувствовать свои «внутренние руки», не отрываясь от чтения этой главы. Затем перенесите все внимание в стопы. Удерживайте его там около минуты, а после почувствуйте сразу и руки, и стопы. Включайте в это ощущение другие части тела: ноги, предплечья, плечи, живот, грудь и так далее, пока не осознаете своё внутреннее тело как всеохватное чувство жизни».

То, что Толле называет внутренним телом – это жизненная энергия, мост, связующий физическое тело и бесформенный источник всего сущего. Но если уж быть совсем точным – то это даже не мост, потому что мост предполагает разрыв между телом и пространством Бытия, в то время, как этого разрыва не существует. Но это действительно пограничная зона – уже не видимый, но ещё ощущаемый канал, который существует, пока жива идея нашей разделённости.

Достаточно понять, что такое внутреннее тело и можно смело переходить ко 2-й стадии. Найти понятную технику наблюдения за дыханием или ощущениями в теле. Главное, чтобы это было не умственное представление «как» ты дышишь, а следование за самим дыханием, с погружением внимания в тело. Не смотрение на себя, медитирующего, со стороны, а осознание зарождающихся ощущений в самом центре себя. Можно практиковать технику випассаны самостоятельно (найти описания участников в открытом доступе) или поехать на курс – и, потратив 10 дней, прочувствовать все это основательно и предельно точно. Кстати, курсы находятся по всему миру, так что можно  совместить с поездкой в теплые края. Живете и медитируете за вознаграждение любой комфортной для вас суммой.

Хорошо, если вы попробуете практиковать не только в тишине дома, но и в течение дня, когда появляется свободная минутка. В дороге, в ожидании встречи, в лифте, на обеде. Погрузитесь на несколько минут в свое внутреннее тело, почувствовав единство со всем окружающим. Такие моменты дарят волшебное спокойствие и ясность, особенно если вы взволнованны или расстроены.

Иногда я медитирую направленно, с запросом. Например, для осмысления какой-нибудь фразы или усвоения сложных, многоуровневых знаний с осознанием на уровне ума. Это может быть также желание увидеть ответ на вопрос или идею по какой-нибудь задаче. Практика випассаны отлично подходит для профилактики или лечения заболеваний.

И в завершение три крайне важных момента, которые я бы назвала определяющими:

  1. Вне зависимости от задачи, поставленной перед сессией, не нужно удерживать на ней фокус своего внимания. Сели, запустили внутренний запрос и забыли о нем, отдались естественному течению происходящего. «Забыть» при этом не значит старательно отгонять ненужные мысли. Это значит не удерживать их из страха, что потеряв фокус, цель не будет достигнута. Она скорее не будет достигнута как раз удержанием. Единственное, что вам действительно придется удерживать – это фокус своего внимания в теле (ощущение, дыхание и т.п.).
  2. Приступая к медитации не ставьте таймер 🙂 У будильника и так дурная слава (шутка). А правда в том, что вы не уснете и не потеряетесь в космосе, забыв обо всем. И даже если случится второй вариант, вы не пожалеете об этом, но будете крайне разочарованы неуместным будильником. Так или иначе, из времени вы не вывалитесь, а приступать к сессии с мыслями, что у тебя на все про все 15 минут или, наоборот, о, боже, целый час! — это заведомо ее провалить. Вы можете пробыть в ней хоть десять минут и при этом успеть погрузиться в бытие, слиться и вернуться. А можете час кряхтеть и переминаться от ожидания звонка. Таймер задает предопределенность и порождает ожидания. И это мешает войти в природный ритм с вселенной. А в медитации это базовая опция.
  3. Не бывает неправильной медитации. И это, пожалуй, главное, что я хотела бы знать, начиная практику. Вы можете садиться с запросом или без, решительным или в сомнениях, имея опыт или без оного, но после того как вы сели, от вас уже ничего не зависит. Пойдёт ли она по заданному вами направлению или, кажется, что совсем в другую сторону — это уже не ваша проблема. Это вообще не проблема и не повод для беспокойства. Когда вам кажется, что не происходит ничего — свершается именно то, что нужно. Когда вам кажется, что происходит что-то не то и не так, как нужно — это иллюзия ума, который, к слову сказать, в медитации паникует, потому что остаётся без вашего внимания. Поэтому все, абсолютно все, что происходит — это правильно. Успокойтесь, расслабьтесь и отпустите все ожидания. То, что вы сейчас делаете – это величайший акт принятия своего ментального незнания, через который только и открывается настоящее знание.