Мифы пробуждения

Мифы пробуждения

  1. Миф первый. С грустинкой.Предваряя все, что далее будет написано на эту тему – в той или иной степени все это неправда. Потому что, во-первых, здесь нет законов и консервных истин. И во-вторых, ни один линейный, ограниченный, субъектно-объектный язык, который к тому же на входе преломляется через уникальную систему восприятия, не в состоянии передать глубину этого состояния. Это как перевод с океанского языка на человеческий. По сути, все, что он может – это дать мышлению повод задуматься о другом ракурсе, о самой возможности присутствия чего-то отличного от привычного, либо затронуть, зацепить наше тонкое непроявленное на уровне узнавания, созвучия тому, что невнятно витало внутри. Но это именно то, ради чего в это стоит вникать.

    Так что, если слушая мега крутых учителей, философов, ты не все понимаешь, а местами вообще ничего – это как раз таки нормально. А вот если ты ВСЕ-ВСЕ понимаешь, это значит одно из двух – либо это стало твоей концепцией, частью твоего мышления, а значит, утратило свое трансцендентное влияние. Ну, либо ты пробудился.
    Но это ты уже знаешь без меня.

    Итак, миф № 1. Пробудившись, ты перестанешь испытывать грусть, боль, печаль.
    Это неправда, как и то, что ты все время будешь находиться на пике «плюсовых» эмоций, все время смеяться, радоваться)
    Пробуждаясь, человек сохраняет, скажем так, общую направленность, фон своих проявлений. Если будучи отождествленным, ты был склонен к задумчивости, самопогружению, то, пробудившись, ты не станешь стэндап комиком, не начнешь жонглировать шутками. Будучи холериком, не превратишься вдруг в меланхолика. Ты не станешь внешне чем-то полярным. Глобально, в склонности нервных процессов ты останешься таким же. И чем позже по возрасту это произойдет, тем в большей степени сохранится.
    Но базовый фон твоего состояния изменится. Та глубинная радость, которая откроется тебе вместе со свободой, с растворением груза ложных представлений, высветит все вокруг и станет твоим постоянным спутником. Потому что окажется, что радость – она везде. И окажется, что вообще все в этом мире на ней только и держится (просто имен у нее много), и именно ею ты связан со всеми остальными, а совсем не зависимостями, привычками, иерархией или родом. И это привнесет легкость и простоту во все.
    Ты сможешь так же сентиментально всплакнуть над фильмом. Или разделить грусть с другом. Но даже в созерцании и сопричастности к печальным событиям грусть будет светлой, неотягощенной чрезмерной болью эго. Это будет сопереживание утрате, но не безутешное горе по поводу ухода, потому что ты будешь знать – никто никуда не уходит. Страдают оставшиеся, потому что они пока в неведении.
    Но в части обусловленных состояний, таких как страдание, сожаление, разочарование, стыд, вина, отчаяние – правда, их пробужденный не способен ни пережить сам, ни разделить с другими. Потому что они растворились, как глубоко ложные и иллюзорные. А имитировать их очень сложно.

  2. Миф следующий, завлекательный.В жизни все начнет складываться идеально.
    (Примечание: «идеально» с точки зрения тебя, пока еще отождествленного, гружённого нереализованными желаниями, и живущего в перманентном состоянии нехватки чего-то, нужды. Будь то деньги на еду или пятая машина — не важно)

    Ожидание, что все начнет реализовываться само. Не начнет. Потому что желать и добиваться будет нечего. И в этом главный сюрприз для ищущих просветления, ради того, чтобы «все было». Это желание нами движет, но получив настоящую свободу видеть, чувствовать и действовать, оказывается, что почти все цели были надуманы. И по большому счету не нужны. Ты просто идешь и делаешь, не успевая создать из этого великую цель. Или миссию всей своей жизни. Или вожделенную награду за страдания.
    Этот сюрприз, кстати, и пугает многих, которые и хотели бы обрести настоящую свободу, да не готовы жертвовать ради нее удовольствием от побед и достижений. Коротеньким, как вспышка, но все же удовольствием.

  3. Миф, пугающий не на шутку.Пробуждение приводит к потере уникальности, и, потенциально, утрате тела, как единицы воплощения.
    Вообще, это интересный момент, из ложного посыла приводящий к освобождению.
    Недавно одна девушка написала мне:
    «Возникает вопрос — если эго растворится, как миру идентифицировать единицу души, воплощенную в тело, и как другие земляне смогут познать и насладится вашей здоровой индивидуальностью?».

    Мой ответ звучал примерно так:
    душа — не что иное, как оборотная сторона эго. Просто в нашем восприятии эго — со знаком «минус» (все плохое в нас), а душа со знаком «плюс» (все прекрасное). Это очередная иллюзия ограниченного ума, склонного оценивать все вокруг и в себе, и как итог – делить на хорошее и плохое. Но наша индивидуальность уже здорова, и пробуждение — не избавление от чего-то плохого, а осознание, что с тобой всегда все и было в порядке, пока ты не начал в этом сомневаться.

    а по поводу идентификации — вдумайтесь — весь страх растворения эго (и как итог – судорожное цепляние за него) связан как раз с тем, что мы в своём восприятии ограничены формой реализации жизни, видимой на данном этапе. Из-за чего, мы не можем выйти за ее пределы и не способны даже допустить, что она может принять совершенно иную форму. Это касается всего. Например, вместо речи есть телепатия — более органичный и точный способ передачи информации. Точно также и форма материализации человека. Тот уровень, на котором мы находимся сейчас — не венец эволюции, а скорее один из бесконечного числа возможных вариантов.

    так что проблема не в индивидуальности (она с пробуждением никуда не денется, и меняться будет вслед за нашей готовностью к этому). Проблема в зависимости от этой индивидуальности, как единственного якоря, вокруг которого создается наша богатая личная история, без которой эго просто не может существовать. Эго – но не человек. Идея уникальности – полностью ментальная, идейная, она ничего не имеет с реальностью жизни, в которой, даже подражая, ты делаешь это своим особенным, уникальным способом.

    Наша индивидуальность нужна не для идентификации нас миром.
    Наша индивидуальность нужна исключительно для идентификации нас самими собой.

  4. Миф очередной, классический.Пробуждение происходит спонтанно, а потому не зависит от наших усилий, стремлений и фокуса внимания.
    И да, и нет. И в этом и ловушка и освобождение – в зависимости от того, в какой точке находишься ты сам. Финальное (если можно так сказать), абсолютное растворение иллюзорности эго происходит в одно мгновение. Но к этому прекрасному моменту нас ведет необъятная, взаимопроникающая сеть событий, людей, слов и реакций на них. Осознанных или нет – неважно. Поэтому, с одной стороны, ставить себе задачу пробудиться – конечно, глупо, ибо это и есть главная ловушка. Но, с другой – если тема пробуждения тебя волнует, будоражит, влечет (даже если в формате «чтобы все было»), то отмахиваться от нее или искусственно подавлять – еще более тупиковый вариант. Любое подавление или игнорирование себя, в какой угодно форме, будь то жажда свободы, желаний, постижения, бога и чего угодно еще – никогда не приведет к равновесию духа, а исключительно — к новым искажениям, сопротивлениям, которые непринятием только глубже вкручиваются в самую твою суть, создавая новые ловушки, воронки и топи.

    Что делать с жаждой просветления?
    Принять, как неоспоримый факт, что оно случится, но когда именно ты окажешься способным сделать этот беспрецедентный шаг – не ведомо никому. Вспомнила одну девушку, с которой возвращались с випассаны. Едем мы блаженные, счастливые, и тут она выдает: «Хочу как Толле (кто в теме, тот поймет; кто не в теме — пишите, поясню) – чтобы ничего не делать, сразу пробудиться, а потом сидеть на лавочке и быть счастливой». Я даже опешила от такой обескураживающей честности с собой, хотя кто из нас не мечтал примерно о таком же, только конечно более возвышенно))
    То есть, слушая ее вне контекста, можно было бы подумать: поверхностная фантазерка! И сама она, похоже, говорила об этом, не особо веря в такую возможность и думая, что ничего не делает. Хотя едет со всеми с ретрита, на котором смиренно и молча медитировала, дабы в том числе приблизить это самое просветление.

    Так что, в каком-то смысле не правы все – и те, кто смеется над ищущими, и сами ищущие. А может быть правы все)

    Так тщетны ли направленные усилия? Усилия в деле растворения личности, эго и обретения свободы? Нет, не напрасны.
    Уводят ли они нас от себя? Сами по себе — нет.
    Уводят обусловленные усилия. Например, условие – стать пробужденным. Или вожделенная морковка в конце забега в виде вечно фонтанирующей радости.

    Парадокс пробуждения, непостижимый умом, так и проявляется. Ты получишь все, только отказавшись от любых ожиданий. Но отказавшись не принуждением и силой воли, а добровольно и безусловно. При этом случится это скорее всего, когда тотально осознаешь тщетность своего напряженного ожидания.
    Проживая все колебания внутренних качелей, не привязываясь ни к одним, ни к другим, постепенно, они замедляются и схлопываются в своей равнозначности. Тогда полярности и противоположности исчезают и остается чистое вИдение.

    Это находится за пределами логики, за пределами знаний, а потому не может быть поймано в слова и уложено в алгоритм пробуждения. И этого не постичь, если только читать, слушать и рассуждать. Потому что пробуждение находится в реальном мире, а не в его ментальной конструкции.

  5. Миф какой-то там, прозорливый.Пробужденного видно сразу. Он говорит как-то особенно, двигается, живет. На каждый вопрос дает изящный и глубокий ответ. Всегда улыбается, но не как остальные new-позитивы, а по-особенному, пробужденно. Говорит возвышенно и все «об том самом». Светится.

    Пробуждение — это не обретение всех возможных и невозможных талантов и качеств. Потому что оно вообще не про приобретение чего-то нового, а про свободу от всего надуманного. Способность писать, говорить о вечном — не показатель. Он может и пары слов не свяжет. Он вообще может только варежки связать. Он может ходить на работу – не сразу конечно, а потом, когда отпустит, когда накал безграничного счастья немного спадет и захочется размяться. Но в офисе вы его вряд ли увидите. Максимум уборщиком или архивариусом. Скорее садовником или художником. Или пекарем, или лесничим.

    Если он будет говорить о свободе – не факт, что вы его поймете. Потому что он скажет о ней своим языком, используя образы, понятные далеко не каждому. Если вы спросите о пробуждении мастера дзэн, на «адекватный» ответ вообще можете не рассчитывать, потому как постигший иллюзорность осознающего ума не будет тратить время на поддержку ваших линейных, логичных конструкций.

    А может случиться и так, что виртуозно владея языком, пробужденный сумеет вынести невыразимые, алмазные смыслы и облечь их в понятные, узнаваемые многими слова. Ломая привычный ход мышления «в обход» этого самого мышление. Так рождаются духовные учителя. Чаще всего они просто продолжают делать то, что делали до разотождествления.

    Так что здесь нет правил.
    Обретение знания еще не гарантия способности его передать. По крайней мере вербально. Большинству этого вообще делать не захочется.

    Но что действительно «выдает» просветленных – это такое глубокое, безусловное погружение в реальность, что находясь рядом, ты точно ощутишь это. Через покой, через легкость, через принятие, которые они привносят в твое поле. Поверхностному взгляду может казаться, что они сидят и ничего не делают для этого мира, находясь в своем блаженном покое. На самом деле они делают больше, чем это можно вообразить. Своим необусловленным проживанием они генерируют пространство, свободное от заблуждений и искажений, в котором наши иллюзии становятся очевидными даже для нас самих.

    Даже молча, или точнее – особенно молча, они излучают интенсивное присутствие, попадая в которое человек получает знание напрямую – не через знания и слова, а через опыт реального проживания.
    И мы перестаем себе мешать.

  6. Миф оскароносный.Пробуждение стоит на вершине мифической пирамиды Маслоу. И запрос на него появляется только тогда, когда удовлетворены все остальные потребности человека.

    Вообще, всерьез рассматривать эту иерархию в контексте пробуждения, это как пытаться скрестить звезду с ёжиком. Просто потому, что такой потребности в пирамиде нет даже в качестве идеи. Венчает всю эту красоту жажда самоактуализации, что подразумевает под собой стремление человека стать тем, кем он может стать. То есть опять про физическую самореализацию исходя из собственных стремлений.

    И потому я не буду даже оспаривать абсурдность того факта, что кто-то обозначает человеку последовательность, в которой ему следует удовлетворять свои потребности и влечения. Эта пирамида сама рушится примерами людей, ставших великими художниками и писателями, учеными и учителями, которые просто и безусловно следовали за собой, невзирая на неустроенность «базовых потребностей». Она рушится примерами и тех, кто отказался от всех «благ», создав свою счастливую «неблагополучность».
    Я не буду приводить в пример одно из самых бедных, голодных, но счастливых обществ в мире – племя пираха, которое по мнению Маслоу должно было бы быть «в первую очередь обществом сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги». Не иметь страха и не иметь поводов для страха – образ жизни этих индейцев наглядно показывает разницу между этим и высвечивает сбой в восприятии реальности, который и приводит к таким искажениям, которые мы впитываем с самого рождения. Обусловливание человека начинается именно с этого. С засилья иерархий и систем, которые сбивают наш внутренний компас. А потом мы так привыкаем к структурам, что сами ищем их и правила, потому что эго должно хоть за что-то держаться. Ему нужен якорь.

    В большей степени у меня вызывает вопрос другой момент. А где же в этой пирамиде… свобода? Свобода быть собой. Свобода самому определять очередность своих потребностей и даже игнорировать их в принципе. Свобода отбросить эволюцию и пойти совершенно другим путем. Свобода быть вообще вне любого пути и любого движения.

    Я не вижу ее. Но почему? Про нее забыли? Нет, просто свобода – это не потребность. Свобода быть собой, свобода от всего надуманного, чужого – это наша «встроенная» опция, это базовая сила всего живого. И именно она движет пробуждением.

    В процессе решения жизненных проблем, утоления бытовых потребностей, нам всем время от времени требуется поддержка, внимание и помощь: семьи, друзей, «родственных душ», психологов, терапевтов, целителей, гуру, учителей. Иногда это жизненная необходимость, иногда — определенный и обоснованный этап пути. Но если не понимать, как происходит исцеление и освобождение человека, это превращается в одну из самых сильных ловушек.

    Что делает хороший терапевт/друг/гуру? Он не находит потерянные нами ответы, он не раскрывает секретные методы, он раз за разом возвращает наше внимание к нам самим. Он помогает нам прийти к ответам, но это только верхушка айсберга. Это морковка для ума, которому обязательно нужно получить ответ на вопрос «почему?». Главная работа состоит не в этом. Задавая вопросы из серии, как вы себя чувствуете, что вы при этом испытывали, сопровождая моменты проживания боли без попытки их погасить, а просто присутствуя рядом, он постоянно возвращает и сохраняет фокус нашего внимания на реальной жизни. На нас самих в этой реальности. На наших ощущениях, чувствах, удерживая внимание на проживании ситуации, какой она является в своей сути и возвращая веру в то, что с нами все нормально. И благодаря этому мы восстанавливаем связь с собой. И именно этим исцеляем себя. Мы всегда исцеляем и освобождаем себя сами. Но, не понимая механизма, становимся зависимы от терапевта, друга, авторитета, практики…

    Увязая в очередной раз в хаотичных мыслях, теряя восстановленную с собой связь, сползая из реального проживания в ментальную оцифровку произошедшего, мы начинает новый поиск причин и следствий. И снова ищем опору. Раз за разом, получая облегчение или ответы, рождается зависимость от конкретного человека или практики. Что это он излечивает. Что это она помогает.
    Авторитеты при этом могут меняться, но сама потребность в них не иссякнет, потому что движущая сила эго – жажда исключительности и внимания другого человека ко мне, к моим уникальным процессам и ситуациям остается, пока ты не свободен.
    И эта ловушка зацикливает процесс твоего пробуждения.

    Ты пытаешься прийти в равновесие с собой, решая психологические, духовные, эзотерические проблемы, думая, что с тобой что-то не так и требует корректировки.
    И пока ты так думаешь, ты остаешься не свободным, потому что просто не способен осознать, что уже пробужден.                                                                                                                                                                               

    Почему духовные, философские тексты кажутся уму абстрактными?
    Потому что они не персонализированы.
    Если ты прочитал, что постоянно находишься в тисках ментальной обусловленности, что живешь не в реальной ситуации, а в массиве своих представлений об этой ситуации, которая на поверку всегда совершенно нейтральна – ни плоха и ни хорошо, то посчитаешь это абстрактной теорией. Но если специалист скажет в отношении твоей конкретной ситуации, что это ты сам создал фантом из партнера, что ты живешь не с реальным человеком, а с образом, созданным в своей голове, и страдаешь от того, что реальность не соответствует твоим ожиданиям, ты поверишь. Потому что человек вник конкретно в твою ситуацию и привел тебя к пониманию этого. Нашему уму нужна эксклюзивность.

    Ищущие пробуждения тоже попадают в эту ловушку, застряв на духовном учителе и впав от него в зависимость. На этапе ментального познания – это оправданно и необходимо. Найти пробужденного, который сломает реактивный ход восприятия реальности и заставит сомневаться во всем, во что мы верили – это благо.
    Но настоящая свобода – это всегда ты сам.
    Пробуждение – это падение. Свободное падение в пропасть.
    Где ты один на один с богом — с собой.

    …. Окончание ЗДЕСЬ