Молчание ягнят или випассана по-нашему

Молчание ягнят или випассана по-нашему

На первый взгляд может показаться парадоксальным, что первое послание в проекте, воспевающем слово, я адресую молчанию. Но, если вдуматься, здесь нет никакого противоречия. И даже, напротив. В этом, как и во всем, что нас окружает, сокрыта сама сущность природы – её дуальность и единство одновременно.

Тишина — единственное место, где рождается мысль, которая затем превращается в слово, звук, отношение, эмоцию, действие. Вне тишины не может быть слова. Где нет тишины, там не рождается звук, а только лишь шум. Но и без мысли невозможно распознать тишину. Тишина теряет свой смысл, если в ней не рождаются звуки.

Итак, добро пожаловать туда, где обитает тишина. Друзья, нам на випассану.

Я не буду подробно описывать технику медитации, дисциплину курса и прочие регламентные подробности 11-дневного ретрита молчания. Это всё легко, вплоть до каждого дня, можно найти на просторах глобальной сети. Чего-то я коснусь в контексте материала, но только для полноты картины там, где детали будут уместны. Свою же задачу я вижу в том, чтобы обратить внимание на ключевые моменты подготовки к ретриту, возможные ожидания и разочарования и, собственно, помочь сомневающимся ответить для себя на вопрос «так ли оно мне это надо?».

Когда я ехала на свою первую випассану, я не знала даже, что означает это слово. Просто услышав о том, что такое есть и в общих чертах получив представление о курсе, я сразу поняла, что мне туда надо. В тот же день нашла ближайший открытый для регистрации курс и записалась в лист ожидания (обращаю внимание, что в мегаполисах нашей страны курс бешено популярен и заполняется в считанные минуты после открытия). На тот момент доступная регистрация была только в Екатеринбурге, куда я и отправилась, не имея гарантированного подтверждения своего места от организаторов.

Итак, в дословном переводе, випассана означает «видеть реальность такой, как она есть». Задача техники состоит в том, чтобы успокоить ум. Дисциплина курса, предписывающая полное молчание на протяжении 10-ти дней, отсутствие любых источников информации извне, включая книги, личные телефоны и даже записные книжки, строгое разграничение мужской и женской территорий, помогают облегчить задачу. Но главное препятствие в этом – мы сами. Замедлить непрерывный, а главное неконтролируемый бег по кругу мыслей, единожды родившихся и не желающих умирать, даже при своей очевидной ненадобности и призваны ежедневные 10-часовые медитации.

Стать наконец свободным от рефлексии ума, подчинить его своим нуждам и мыслить ясно, вернуть способность слышать себя и выявить ложные убеждения, получить ответы на миллион и один самый-самый важный вопрос, побыть наедине с собой, стать осознанным и просто избавиться от тревоги и сделать ещё один шаг на пути к собственному счастью – вот для чего каждую минуту по всему миру тысячи человек садятся в свой строго очерченный кусочек пола медитационного зала.

Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы (Далай Лама)

Я ехала на первый ретрит с потребностью осознать дело своей жизни, понять сферу приложения своих способностей и ответить на вопрос, чего же собственно я хочу от этой жизни. Как думаете, получилось? Ох, не всё и не сразу.

Вообще говоря, возлагать на випассану определенные надежды и очень конкретные результаты – не самый правильный путь. Хотя бы потому, что это не тренинг по развитию компетенций или курс по рисованию. Это духовная практика. А потому никакие из известных концептуальному уму законов, здесь не работают и статистику никто не ведет. Эффективность любой практики, предполагающей работу себя самого над самим же собой не  в состоянии предсказать ни один гуру. Только вы сами видите, откуда вы стартуете, насколько усердны в условиях полного отсутствия контроля и что с вами в итоге происходит. Любые сравнения с другими не просто неуместны, но даже губительны. Для кого-то випассана станет моментом истины и пробуждения, а для кого-то лишь первым, порой даже не осознаваемым толчком, развенчавшим иллюзии о самом себе и своём уме. Кто-то, хотя надо сказать, их единицы, не выдержит и уедет, оставив в памяти лишь физический дискомфорт и недоумение от бессмысленности сидения на полу. Я видела девочек, приехавших «за компанию» или вдохновившихся романтизмом модного веяния, отсыпавшихся всё возможное время в своих комнатах во время групповых медитаций. И, хотя, их было искренне жаль, объективно я понимала, что даже при таком подходе эта практика принесёт им какую-то пользу, пусть пока и бессознательную.

Хотя випассана по своей форме не религиозна, тем не менее, нужно быть готовым к тому, что трактоваться она будет с точки зрения буддизма.  Каждый  вечер студенты прослушивают уникальный дискурс, повествующий об истории техники, структуре ума, источнике страдания человека и пути его освобождения.  В теории раскрывается детальное объяснение механизма практики, даются основы нравственного учения «дхарма» с яркими, иногда уморительными примерами. Но пусть это не пугает. Помня о том, что, буддизм в силу отсутствия в своей философии понятия Бога, в классическом понимании религией не является, выступая скорее наукой о сознании, то данную технику можно рассматривать просто как инструмент познания себя. Каковой она собственно и является.

Умышленно не раскрываю здесь философию практики, чтобы не загонять такую многогранную, сложную технику в ограниченные рамки нескольких идей и концепций. Потому что, исходя из моего личного опыта и отзывов других студентов, каждый из этого многообразия информации, услышит что-то очень важное именно для себя. Ответы на какие-то из множества повторяющихся и частных вопросов, возникших именно у него. Какие-то недостающие знания, которых не хватало для полной объемной картинки, словно последний пазл лягут и сформируют законченное знание. И это станет возможно именно благодаря условиям освобождения ума, которое будет стремительно происходить на этой практике.

В чем проявляется это освобождение? Как распознать его проявления? В способности отследить возникающие мысли. Это первый этап.

Возникает промежуток в мыслях, позволяющий отловить их и себя на том, что отвлёкся и переключил внимание с ощущений тела на игру ума. Чем дальше, тем больше мгновения чистого наблюдения и короче отвлечения. И это сложно, действительно сложно. Ты возвращаешь внимание в тело, в технику, сосредотачиваешься на ощущениях и пока ты пытаешься их осознать, уже ловишь себя на том, что мечтаешь о чашке кофе или думаешь, что ты будешь рассказывать по приезду о практике. Ловишь эту мысль и раздражаешься от собственной несобранности и сердишься на себя. И тут же вспоминаешь, что сердиться-то как раз и нельзя, потому-что это одна из форм не спокойствия ума и всё, что ты делал до этого, бесполезно. И факт того, что раздражаться нельзя, окончательно выводит из себя. Однажды, практикуя в своей комнате, мне даже пришлось выйти в холл, чтобы выпустить пар – мне хотелось кричать от злости, но требование благородной тишины позволило мне лишь молча проплакать «в себя».

И так раз за разом, ты сосредотачиваешься и отвлекаешься, сердишься и успокаиваешься, снова сосредотачиваешься и отвлекаешься. И вот это наверно тяжелее всего. Тяжелее физических неудобств, к которым привыкаешь через пару-тройку дней и начинаешь переживать их совсем на другом уровне восприятия. Тяжелее дисциплины курса, включающей подъем в 4 утра, всего два перерыва на еду и сомнительный комфорт. Самое тяжёлое, это осознавать, что ты, несмотря на всё свое усердие, на всю свою настроенность на практику, элементарно не можешь сконцентрироваться на главном. Очень обидно, думать, что дни идут, ты где-нибудь на середине курса, а до сих пор не в состоянии удержать фокус, отвлекаясь на свой реактивный ум. Создаётся чувство, что всё бесполезно и напрасно.

Но в какой-то момент, наверно именно в тот пятый или шестой день, когда от беспомощности, я беззвучно рыдала в холле жилого корпуса, в темноте, безнадежно глядя на луну сквозь морозное окно, до меня дошла простая истина. Что несколько дней назад у меня не было даже этого. Я была не в состоянии отследить эти отвлечения просто потому, что они составляли основную часть времени. А теперь, я уже не просто фокусируюсь, но даже осознаю тончайшие движения ума настолько, что успеваю рассердиться.

Вся прелесть практики в том, что если ты работаешь, даже если за весь день ты смог сосредоточиться в общей сложности хотя бы на полчаса или час, ты достигаешь результата.  И если у тебя ничего не получается, ты тоже работаешь. Когда ты понимаешь, что не можешь сосредоточиться, ты действительно осознан и ты начинаешь понимать, что это значит.

Всё, что ты читал до этого о присутствии, моменте здесь и сейчас; всё, что понимал и принимал для себя на уровне знания, теории, ты в полной мере проживаешь на этом курсе. Ты начинаешь чувствовать это всем своим телом и оно запоминает этот опыт и понимает, когда теряет эти ощущения. Только такой опыт реального проживания текущего момента даёт полностью усвоиться знаниям, плавающим на поверхности ума.

На седьмой день я была вознаграждена за своё усердие. Я хорошо помню тот момент, когда в один из перерывов, стоя в своей комнате у окна, меня внезапно оглушила тишина. Тишина внешняя соединилась с тишиной внутренней, поразив меня осознанием этого звенящего безмолвия. Это были всего несколько мгновений, возможно всего несколько секунд. Но это совершенно неважно. Потому-что для нашего истинного Я не существует понятия времени. А потому неважно, на какой срок тебе дается опыт – на десятилетия или на секунды. Вопрос лишь в том, как ты его используешь дальше. После этого я начала осознавать мгновения тишины внутри себя. Восприятие стало совсем другим. Часы перестали тянуться от перерыва к перерыву. А дни стали вмещать в себя гораздо больше, чем практика и ожидание обеда. В них появились осмысленность, легкость, какое-то абсолютное счастье и умиротворение. Я начала наслаждаться моментами совершенной ясности в голове и пониманием простоты и красоты жизни. И поняла, как тяжело было до этого. Сколько мусора и неиспользуемых знаний накопилось за все годы жадного потребительства разной информации.

После такой практики гораздо легче перенести опыт присутствия в настоящем в свою повседневную жизнь. Она создает чистое пространство вокруг тебя, которое ты продолжаешь генерировать, если практикуешь ясность и осознанность. Я возвращалась домой и не узнавала себя. Хотя я вернулась в ту же суетливую Москву, из которой уезжала, все движения и звуки вокруг стали более мягкими и плавными. Я проходила сквозь волны лиц и успевала осознать всё, что происходит: запахи и звуки, жесты и мимику, то, что лежало на поверхности и то, что тщательно скрывалось. Я успевала больше, производя меньше движений. Я разговаривала с людьми, успевая по-настоящему услышать их.  Я реагировала на внешний мир, успевая осознать и выбрать свою реакцию.

Нужно ли готовиться к практике заранее? Мой опыт подсказывает, что нужно. Это позволит быстрее войти в процесс и сделать его для себя максимально эффективным. Итак, о чём действительно есть смысл побеспокоиться заранее?

  1. Физическая подготовка. Если вы не гуру йоги или просто гиперактивный по жизни человек, рекомендую готовиться к практике неподвижного сидения. С четвертого дня, с началом основной техники, в жизнь студента входит аддитхана – «твердая решимость». Три раза в день по часу практикуется неподвижное сидение, без смены положений рук и ног. Начиная за месяц до ретрита, не зная самой техники, я просто практиковала неподвижное сидение, стартовав с 15 минут, каждый день добавляя по одной-две минутки. И хотя, к началу практики до заветных 60 минут, в силу нерегулярности, я не дошла (осилила минут сорок), на курсе это мне очень помогло и я достаточно легко переносила эти часы. Не пожалейте этого времени дома, накануне, потому-что знаю, как становится обидно, если простые физические неудобства осложняют практику, делая её невозможной. Ну и не забывайте, что даже дома – это медитация и к ней применима обычная техника безопасности.
  2. Громкость внешнего мира. По возможности снижайте активность ума. Старайтесь чаще бывать в уединении, отложите на время интригующие, захватывающие романы, отвлекитесь от светской событийности. Это сложно, но вы себя от души поблагодарите, когда легко войдете в непривычный ритм и не будете тратить столь драгоценное и ограниченное время на попытки остановить паровоз впечатлений событий предшествующих ретриту.
  3. Узнайте об условиях проживания. Почитайте отзывы о месте курса и не пренебрегайте списком вещей, рекомендованных организаторами. Например, мне очень пригодились скудные ссылки на описание детского лагеря и мой, специально заказанный для этого случая, спальный мешок принёс мне немало уютных и теплых моментов в условиях уральских февральских морозов. Нет смысла подвергать себя искусственным неудобствам, которые можно минимизировать. Если вы едете на практику в Азию, будьте готовы к специфичности еды.

Подготовьтесь физически, замедлите ментальность и организуйте себе привычный уровень комфорта и практика принесёт вам много полезного и любопытного.

Випассана сама по себе не меняет жизнь. Можно вернуться и продолжить жить по-прежнему. Но в чистом виде это всё равно не получится. Потому-что она покажет, каким спокойствием и радостью может наполниться жизнь.  Как легко прощаются застарелые обиды и мгновенно улетучиваются новые. Сколь приятным и управляемым становится будущее. И как много красок обретает привычный день.

А тишина…она теперь всегда с тобой

И пусть все существа будут счастливы